Христо-Рождественское архиерейское подворье села Борисоглеб

История: Первые достоверные сведения о Борисоглебском монастыре встречаются в Никоновской и Новгородской четвёртой летописях и датированы первой пол. XIV в.

Во Владимирской летописи под 1346 годом читаем: «Того же лета (6854 г. т.е. 1346 г.) преставися князь Василей Ярославич Муромский, в черньцех и в скиме, положен бысть в Муроме, в церкви святую мученику Бориса и Глеба». Никоновская летопись уточняет: «... в монастыре на Ушине, при митрополите Феогносте». А из Новгородской четвертой летописи узнаем, что князь Василий Ярославич скончался зимой 6853 г., то есть в конце 1345 года.

Долгое время монастырь был деревянным, и только в XVII веке на месте обветшавших деревянных строений были выстроены новые каменные храмы: во имя Вознесения Господня с приделом страстотерпцев Бориса и Глеба и во имя Рождества Христова и Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Год построения этих церквей неизвестен. Из надписи на сохранившемся антиминсе видно, что престол предела во имя страстотерпцев Бориса и Глеба освящен в 1681 г.

В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год, к которой тогда принадлежал и Муромский уезд, в Борисоглебском монастыре названа церковь страстотерпцев Бориса и Глеба. «У той церкви дворъ попа Михайла, дьякона Зотика, дьячка Степана, въ приходе 5 дворовъ служнихъ, 59 крестьянскихъ и 19 бобыльскихъ; деревня Благовещенское, въ ней 30 дв. крестьянскихъ; дер. Пенцы – 6 дв. крестьянскихъ и дер. Варежъ, въ ней 32 двора крестьянскихъ и 7 бобыльскихъ».

Обитель была обнесена каменной оградой.

В 1992 году Христорождественский храм бывшего Борисоглебского монастыря был возвращен Русской Православной Церкви и числится подворьем Свято-Благовещенского мужского монастыря города Мурома.

В 2013 году, по благословению епископа Муромского и Вязниковского Нила Христо-Рождественский храм становится Архиерейским подворьем. Настоятельницей является монахиня Николая (Бушуева). Монастырская жизнь возобновляется, проходят регулярные богослужения.

На территории монастыря в настоящее время проходят постоянные Богослужения в Храме Рождества Христова на первом этаже. На втором этаже храм в Честь Казанской иконы Божией Матери.

При Подворье открыт паломнический центр «Евдокия», названный в честь дочери святых Благоверных Князей Петра и Февронии Муромских, общей вместимостью 80 человек, действует трапезная, музей "Русского костюма и быта", библиотека, родник и купальня, монастырское хозяйство.

Святыни:

  • чудотворная икона «Филермской» Божьей Матери
  • икона Божией Матери, именуемая "Милостивая", (Киккская);
  • икона Божией Матери «Самомолящаяся Богородица»;
  • Чудотворная икона Святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба – найденная на руинах бывшего Вознесенского Храма при работах по восстановлению Обители;
  • Чудотворная икона Святителя Николая Мирликийского Чудотворца – найденная на руинах бывшего Никольского Храма при работах по восстановлению Обители;
  • Чудотворный Крест Господень, найденный на руинах бывшего Никольского Храма при работах по восстановлению Обители.
  • икона Казанской Богоматери, найденная на руинах монастыря;
  • икона Святой Анны Праведной;
  • икона Святого Иулиана Кеноманийского.Частицы мощей: Святых Благоверных Князей Петра и Февронии Муромских, святителя Николая Мирликийского Чудотворца, блаженной Матроны Московской, первомученика и архидиакона Стефана, великомученика Димитрия Солунского, преподобной Елены Сербской, преподобного Сергия Радонежского, великомученика Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки, великомученика Феодора Стратилата, преподобного Серафима Саровского, святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника, священномученика Киприана и мученицы Иустины, праведной Анны, святителя Петра Цетинского, равноапостольной царицы Елены, преподобного Стефана Пиперского, пророка и крестителя Иоанна Предтечи, равноапостольной великой княгини Российской Ольги, преподобного Ильи Муромца, великомученицы Варвары, святителя Спиридона Тримифунтского, праведного воина Феодора Ушакова, благоверного князя Константина Муромского, преподобного Лаврентия Черниговского, святителя Луки исповедника архиепископа Крымского.
  • Частица дерева Закхея из Иерихона - это древняя смоковница, на которую по преданию залез мытарь Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа.

Фотографии